Родителям


Читаем, рассказываем, пересказываем
Для ребенка детская книга – неиссякаемый источник познания окружающего мира и мощное средство нравственного воспитания. Книга учит гуманному, доброму отношению и к людям, и к природе; развивает детскую любознательность, повышает уровень знаний. Родители (или воспитатели) должны сознавать необходимость детского чтения и уделять больше времени на прочитывание книг своим ребятишкам.
Вспомните, как радуется малыш, увидев новую книжку, с каким любопытством он разглядывает картинки на страницах, как быстро прерывает любую игру, лишь бы занять место поближе к читающей маме (или папе). Чтобы интерес к книгам у ребенка не угас, не жалейте времени на чтение, ведь совсем скоро, научившись читать, он начнет самостоятельно осваивать новые книги. А пока наслаждайтесь минутами, когда малыш заглядывает вам в рот и, затаив дыхание, стремится не пропустить ни единого слова.
Думаю, родителям, читающим наш журнал, не надо объяснять важность детского чтения. Хочу лишь напомнить, что помимо чтения детских книг следует еще и рассказывать ребятишкам разные истории и сказки. Дело в том, что рассказывание по сравнению с чтением имеет одно преимущество. Когда вы рассказываете историю, вы становитесь для слушателей очевидцем, свидетелем событий. Благодаря этому достигается особая доверительная атмосфера и повышается непосредственность восприятия. Кроме того, хороший рассказчик заслуживает уважение своих слушателей. А стать таким рассказчиком совсем несложно. Надо по возможности сохранять плавность речи, выбирая те выразительные интонации, которые позволят передать слушателям ваше отношение к героям и к их поступкам.
Начинать лучше со сказок. Дети любят сказки за доброту, за чудесные превращения и необыкновенные события. Классические сказки небольшие по объему. Они отличаются динамичным сюжетом и живописным языком. В них сохранены интонации устной речи, и потому их следует рассказывать близко к тексту. Понятно, что сказка, придуманная вами, станет для малыша чудесным сюрпризом, а впоследствии и вашим общим секретом. Вы можете нарисовать к ней иллюстрации или оформить ее детскими рисунками. Такая совместная работа еще больше сблизит вас и ваших детей.
Не секрет, что понравившуюся сказку ребенок может слушать снова и снова. А потом сам начнет ее рассказывать любимой кукле или мишке. Это замечательно! Пересказывая истории, малыш не только тренирует свою память. Он лучше постигает смысл сказки, разбираясь во взаимоотношениях героев.
Пересказ литературных произведений обогащает словарный запас ребенка, развивает у него способность чувствовать и понимать образный язык, находить верные интонации, радоваться звучанию красивых фраз. Но главное значение пересказа заключается в том, что речь ребенка становится более связанной, выразительной. У него формируется умение излагать свои мысли ясно и последовательно.
Чтобы облегчить малышу освоение навыков пересказа, родителям необходимо более выразительно читать или рассказывать ему сказки. Понятно, что начинать лучше с самых коротких и понятных для ребенка историй. Для пересказа подойдут русские народные сказки, такие как «Репка», «Колобок», «Заяц-хваста», «Лиса и Журавль»; авторские сказки: «Принцесса на горошине» Х.К. Андерсена, «Про тигренка Бинки» Д. Биссета; а также детские рассказы «Котенок», «Косточка» Л. Толстого, «Грибы» В. Катаева, «Просто старушка» В. Осеевой, «Хлеб» М. Глинской, «Лекарство» К. Ушинского и другие.
Если при пересказе ребенок начнет сбиваться и замолчит, помогите ему, подбодрив ласковым словом или подсказав продолжение.
Иногда родителям нужно пояснить прочитанное и ответить на возникшие у детей вопросы, чтобы те лучше поняли текст. Так им будет легче его пересказывать. Если в семье несколько детей, то для пересказа можно взять произведение большего объема, предложив детям пересказывать его по частям, по очереди. Для этого можно использовать сказки: «Свинопас», «Новое платье короля» Х.К. Андерсена; «Госпожа Метелица», «Храбрый портняжка» братьев Гримм; «Тот, кто сидит в пруду» Л. Муур; «Три поросенка» С. Михалкова; «Дудочка и кувшинчик», «Цветик-семицветик» В. Катаева; «Живая шляпа» Н. Носова. И, конечно, те произведения, которые особенно полюбились вашим детям.
А некоторые истории можно разыгрывать «в лицах», устраивая домашний спектакль. Например, если у вас дочь и сын, то в новогодние каникулы можно «показать» рассказ М. Зощенко «Елка». Тогда и особые декорации не нужны, лишь бы елка в доме была.
Освоив навыки пересказа, ребенок почувствует интерес к рассказыванию, у него сформируется потребность в речевом общении, в обмене впечатлениями не только из литературного, но и из личного опыта.
Навыки устного рассказа будут полезны детишкам в школе. Им будет легче усваивать заданный материал, запоминать текст, пересказывать параграф. Поэтому побольше читайте и почаще пересказывайте.
Марина Зубкова
Материал журнала "Читаем вместе", январь, 2013

Комментариев нет:

Отправить комментарий